Новости и объявления | Информация о СМК | Организационная структура СМК | ЦМК УлГУ | Документы СМК | Обучение | Обратная связь | Работа с потребителями | Информационные ресурсы |
Любые глобальные процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на состоянии образования. Экономические и социальные изменения, происходящие в современном обществе, формирование инновационной направленности экономики, интеграция в мировое экономическое пространство ставят перед системой высшего образования новые приоритеты и задачи, в числе которых наиболее актуальной является задача обеспечения качества подготовки специалистов.
Новые требования к качеству подготовки специалистов предполагают усиление мотивации всей системы высшего образования на предоставление качественных образовательных услуг и, как следствие, стимулирование внедрения систем управления качеством образовательных услуг, формирование новых принципов управления вузами, основанных на стратегическом планировании, системе менеджмента качества.
Университет производит особого рода товар - образовательные услуги и научную продукцию. В современных условиях мало такой товар произвести, необходимо, чтобы потребители остались довольны качеством предоставляемых образовательных услуг и научной продукции. Качество - это не только удовлетворение текущих, но и соответствие скрытым потребностям клиентов (студентов и их родителей, предприятий и организаций, государства и общества в целом). Высшая школа должна предугадывать будущие, еще не осознанные запросы потребителей, формировать современные взгляды на качество образования, ведь современный период развития экономики России можно охарактеризовать как эпоху потребителя. Вузы входят в потребительский рынок вне зависимости от вида финансирования обучения бюджетного или внебюджетного. В условиях рынка и высокой конкуренции вузов, сокращения числа выпускников школ просто необходимо бороться за каждого абитуриента и студента. У абитуриентов, как у потенциальных потребителей наших услуг, всегда есть альтернативный выбор. Они могут предпочесть услуги других вузов, если им предложат более качественные образовательные услуги и лучшие условия обучения при меньшей стоимости. В условиях сокращения числа бюджетных мест это будет означать трудности в обеспечении финансовой устойчивости университета. Чтобы этого не случилось, необходимо использовать принципиально новые технологии управления.
Во всем мире общее признание получили системы управления, основанные на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), получившие свое воплощение в международных стандартах ISO серии 9000. Одним из главных достоинств этих стандартов является то, что они дают возможность построить на их базе такую систему управления организацией, которая непрерывно "следует за требованиями и ожиданиями потребителей". Как показывает мировой опыт, разработка и правильное внедрение такой системы качества, непременно приводит к повышению конкурентоспособности организации. В связи с этим мы понимаем, что вузы, объявившие качество своей основной целью, будут жить и бороться за процветание, а тех, что отказались от программы качества, ждет неясное будущее.
Идеология удовлетворения запросов потребителей предоставляемых услуг и продукции должна пронизывать все подразделения и сферы деятельности нашего вуза. Университет должен непрерывно совершенствовать систему стратегического управления качеством, уделяя, в первую очередь, внимание постоянному улучшению тех процессов, которые порождают проблемы. В таких соревновательных условиях "качество" является отличительной характеристикой хорошо работающих подразделений вуза, а успешное развитие системы менеджмента качества способствует процветанию нашего университета и успеху каждого из нас.
Ректор УлГУ, д.ф.-м.н., профессор Б.М. Костишко
Copyright © Ульяновский государственный университет
Страница просмотрена 19363 / 1473241 раз(а).
Править