Классический университет - классический выбор

Наши партнеры

Обращение ректора УлГУ Б.М. Костишко

 

Путь к успеху через качество образования и науки!

Уважаемые коллеги, мы с Вами вступаем в новую эру - эру качества образования и науки! Берлинская декларация, принятая 19 сентября 2003 года министрами образования стран участниц Болонского процесса, отмечает, что "качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне". Президент и Правительство РФ также ориентируют на инновационное развитие системы образования. По словам Д.А. Медведева, в наши дни очевидна взаимосвязь качества образования с развитием гражданского общества и экономики.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г в перечень показателей аккредитации включен показатель 1.2 "Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования или систем управления и контроля качества для ссузов". Разработана и рекомендована названной службой типовая модель системы качества образовательного учреждения. И это не случайно.

Университет производит особого рода товар - образовательные услуги и научную продукцию. В современных условиях мало такой товар произвести, необходимо, чтобы потребители остались довольны качеством предоставляемых образовательных услуг и научной продукции. Качество - это не только удовлетворение текущих, но и соответствие скрытым потребностям клиентов (студентов и их родителей, предприятий и организаций, государства и общества в целом). Высшая школа должна предугадывать будущие, еще не осознанные запросы потребителей, формировать современные взгляды на качество образования, ведь современный период развития экономики России можно охарактеризовать как эпоху потребителя. Вузы входят в потребительский рынок вне зависимости от вида финансирования обучения бюджетного или внебюджетного. В условиях рынка и высокой конкуренции вузов, сокращения числа выпускников школ просто необходимо бороться за каждого абитуриента и студента. У абитуриентов, как у потенциальных потребителей наших услуг, всегда есть альтернативный выбор. Они могут предпочесть услуги других вузов, если им предложат более качественные образовательные услуги и лучшие условия обучения при меньшей стоимости. В условиях сокращения числа бюджетных мест это будет означать трудности в обеспечении финансовой устойчивости университета. Чтобы этого не случилось, необходимо использовать принципиально новые технологии управления.

Во всем мире общее признание получили системы управления, основанные на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), получившие свое воплощение в международных стандартах ISO серии 9000. Одним из главных достоинств этих стандартов является то, что они дают возможность построить на их базе такую систему управления организацией, которая непрерывно "следует за требованиями и ожиданиями потребителей". Как показывает мировой опыт, разработка и правильное внедрение такой системы качества, непременно приводит к повышению конкурентоспособности организации.

В связи с этим мы понимаем, что вузы, объявившие качество своей основной целью, будут жить и бороться за процветание, а тех, что отказались от программы качества, ждет неясное будущее. Перед нашим университетом стоит важная и сложная задача построения своей системы менеджмента качества, которая не может быть построена путем "покупки" либо копирования "чужой" системы. Поэтому для ее построения необходимо участие каждого члена коллектива университета. Безусловно, это требует от каждого из нас дополнительных сил и энергии.

Идеология удовлетворения запросов потребителей предоставляемых услуг и продукции должна пронизывать все подразделения и сферы деятельности нашего вуза. Университет должен создать и непрерывно совершенствовать систему стратегического управления качеством, уделяя, в первую очередь, внимание постоянному улучшению тех процессов, которые порождают проблемы. В таких соревновательных условиях "качество" будет являться отличительной характеристикой хорошо работающих подразделений вуза.

Я призываю каждого сотрудника университета осознать необходимость разработки и внедрения системы менеджмента качества и принять активное участие в ее построении. От реализации этой задачи зависит процветание нашего университета и успех каждого из нас.

Ректор УлГУ, д.ф.-м.н., профессор Б.М. Костишко